Рис.1 Луццу
Гуляя по набережным Мальты или подходя с моря к её берегам , невозможно не обратить внимания на здешние лодки, отличающиеся изысканностью барочных форм и яркостью окраски, под которыми проступают линии античности (рис.1). Гости из славного исторического прошлого Средиземноморья, сконцентрированного на земле и у берегов Мальты, создают впечатление морского музея под открытым небом, живого музея. Этакого «риалити шоу».
Но это не музей и не шоу. Мальтийцы ходят на них по Большой Гавани и вдоль побережья, ловят рыбу, катают туристов. Создаётся впечатление, что «ветераны» работают больше, чем проводящие основное время у причала «современные» катера с «футуристической» архитектурой в стиле «стелс», оборудованными флайбриджами, глядящие на мир «тонированными» стёклами в глазницах иллюминаторов.
Рис.2 Сувенирная луццу на магнитике.
Хотя, почему «ветераны»? Эти суда на Мальте строят и сегодня. И с уверенностью можно сказать: удут строить и завтра. Они давно стали символами этой замечательной страны. Их фотографии украшают любой путеводитель по Мальте, в витрине открывающейся взору туристов, прибывающих в аэропорт Лука, выставлена модель исторической лодки, лавки островного государства полны моделями лодок, сувенирами: чашами, пепельницами в виде лодок. Они изображаются на панно, декоративных блюдах, открытках, магнитиках(рис.2). А одна из них красуется на гербе республики (рис.3).
Невольно задаёшься вопросами: откуда они, кто и когда первым создал этот яркий, но не режущий глаз декор, чем обусловлены причудливые очертания штевней, покатость палуб и бортовых потопчин, пропорциональность силуэта, заставляющего вспомнить скрипки великих мастеров? И, наконец, почему они дожили до наших дней, хотя подавляющая часть современных им судов, таких как галеры, галеасы, нефы, каракки, галеоны, шебеки канули в вечность и остались лишь в моделях под стеклянными колпаками в музеях? Или, хотя иногда и воссоздаются энтузиастами в в виде судов-реплик, но суть инородные объекты в современной цивилизации, не имеющие иного назначения, кроме, как иллюстрировать ушедшею главу истории. Всё развивается. Даже возрождающиеся сегодня парусники, которые всё чаще используются в круизном судоходстве, по своей конструкции и архитектуре далеко ушли от шхун, баркетин и барков постройки даже 30-х, 40-х годов XX века.
Рис.3. Дайса на гербе Мальты. (Валетта, Дворец правительства).
Судов продолжающих выполнять свою работу, не меняя при этом существенно конструкцию в мире немного, но они есть: японские боты «вазен», китайские сампаны и джонки, скандинавская ёла, венецианская гондола, арабские доу и абра, мальдивские дони, копровая шхуна Индийского океана. Они вечны, как вечно то, что принято называть «общечеловеческими ценностями», как вечны философские вопросы, как вечен «консерватизм» в позитивном его понимании. Потому и влекут к себе гондолы, каноэ, эверсы, эти типы судов, бывших свидетелями великих триумфов и трагедий человечества, но вместе с тем, являющие собой пример просто удобных, красивых и полезных вещей.
И всё-таки, мальтийские лодки даже среди замечательной плеяды доживших до наших дней судов «традиционной постройки» стоят особняком. В них есть то, что в английском языке называется «driwe», а во французском «courage». В них чувствуется достоинство. Получив свои «цвета» в те времена, когда на них: ходили в бой великие воины, промышляли на «корсо» отчаянные авантюристы, принимали посольства и парады Великие Магистры и генералы Ордена св. Иоанна, совершали прогулки благородные дамы в кринолинах и галантные кавалеры, они столь же нарядны и сегодня, хотя заняты будничной работой.
Рис.4. Луццу.
Их декор ярок, но это не китч, от него веет смелостью великих художников. Они не смотрятся анахронизмом на фоне «хай-тека» (рис.4).
Эти лодки достойны особого разговора, они достойны отдельной книги.
Впервые заинтересовавшись этой темой более десяти лет назад, автор и не подозревал о возможности рождения этой книги. Слишком скудны источники по истории мальтийских лодок, причем не только в России. Авторитетнейшие зарубежные монографии и энциклопедии по истории флота и судостроения обходят эту тему стороной, или же дают скупые справки, нередко, путая даже сами типы судов, как будто «табу» античного мифа оберегает тайну создания этих морских див с человеческими глазами.
Рис.5. Фелюка (Вентимилья, Италия)
Изучение же осложняется тем, что до 1973 г. т.е. до появления мальтийского торгового флага, даже собственно мальтийские суда несли флаги сюзерена (Испании, Сицилийского королевства норманнов, Британской империи). Поэтому, идентифицировать принадлежность мальтийским судовладельцам тех или иных судов на старых картинах и гравюрах затруднительно.
Это относится и к периоду господства на островах Ордена св. Иоанна. Поскольку, собственно мальтийцы, т.е. коренное население островов, подчинялись не Ордену, а местному органу самоуправления – Университе, которая в свою очередь, являлась вассалом Испанской короны, однако судоходство зачастую осуществлялось под флагом Ордена.
Информация, зачастую противоречивая, собиралась по крупицам. Иногда годы поисков не приносили ничего. Однако работа с архивами, библиотеками, музеями, ознакомление с образцами лодок «традиционной конструкции», сопоставление полученных фактов, собственная практическая деятельность по проектированию лодок, позволяли накапливать материал, критически его анализировать и выдвигать гипотезы.
Рис.6. Кано.
Потом было знакомство с трудами замечательного историка, энтузиаста исследования мальтийского судоходства и судостроения Джозефа Маскета (Joseph Muscat) и, наконец, изучение вопроса непосредственно на Мальте. И в результате, неожиданно появилась эта книга, в которой удалось ответить на некоторые вопросы, связанные с историей мальтийских лодок, их конструкцией и декором.
Мальта лежащая на перекрестье морских путей Средиземноморья подвергалась воздействию многих цивилизаций. Финикийцы, греки, римляне, арабы, норманны, испанцы, французы, англичане – «все побывали тут». Хотя, самый глубокий и яркий свет, без сомнения, оставили рыцари Ордена святого Иоанна Иерусалимского, он же госпитальеры или как чаще говорят мальтийские рыцари.
Рис.7. «Золочёная» фелюка. На виде сверху паруса, рангоут, такелаж и тент условно не показаны.
Каждая цивилизация, контактировавшая с Мальтой, приносила сюда что-то из своего кораблестроения, свои типы судов, в первую очередь лодок (а иначе на островах и быть не могло). Однако, именно флот, арсенал, морская академия, кораблестроители ордена стали тем плавильным тиглем с помощью которого, в общем-то, известные до того конструкции и решения были перелиты в те пропорции, формы и цвета, что свидетельствует не только о хорошем художественном вкусе, но и высоком инженерном искусстве и богатом мореходном опыте творцов тих чудес кораблестроения. Итак, какие типы судов можно причислить к мальтийским лодкам: фелюка, спрунара, таратана, бригантина, фарелла, дайса, луццу, кайк, тал-латини. Сегодня продолжают строить в основном луццу, дайсы и спрунары, редко фелюки и тал-латини. Однако, говоря об истории развития мальтийского судостроения учитывая взаимное влияние разных типов судов друг на друга, заимствование из одного типа в другой технических решений и конструкций мы будем говорить обо всех их. Тем более что, как оказывается эти лодки, возможно, оказали определенное влияние и на облик судов в других регионах, порой достаточно удалённых от места их рождения. Естественно в книге будут рассмотрены и те суда, которые послужили прототипами при создании и совершенствовании мальтийских лодок.
Рис. 8. Модель фелюки (Мальтийский морской музей).
Название большинства этих судов общие для Средиземноморья. Однако, известно, что часто под одним и тем же названием скрываются разные объекты. Линейный корабль эпохи Нельсона и линейный корабль «Тирпиц», фрегат «Паллада» и современный фрегат с газотурбинной силовой установкой суть совершенно разные корабли.
Рис.9 Дайса.
Соответственно, чтобы не уклоняться в сторону и не писать очередное пособие по истории мирового судостроения на примере Мальты, будем говорить, прежде всего, о лодках, т.е. преимущественно беспалубных судах, поскольку у фелюк, кайков, тартан, бригантин существуют, скажем так, «старшие сёстры» - суда с такими же названиями, но более крупные, палубные, конструкция которых в некоторых случаях похожа, но чаще имеет существенные отличия. Впрочем, почему же «старшие»? Скорее «младшие»: палубные суда «традиционных» форм – это всегда развитие беспалубных. А почему «сестры», я думаю понятно. В английском, корабль, судно: «ship» - женского рода – она, однотипные суда – сёстры: «sisterships», но ведь и на Средиземноморье, ещё в Древней Греции было принято давать кораблям исключительно женские имена. Да и по-русски лодка женского рода – она. Поэтому поговорим о мальтийских лодках и их ближних и дальних родственницах.
Рис.10 Барчета
Источника информации о мальтийских лодках являются модели, хранящиеся в морских музеях средиземноморских стран, отдельные публикации по судам традиционной постройки, документация Мальтийского Ордена, данные обмеров при регистрации мальтийских судов британской администрацией в начале XIX век, пожертвования церквям Мальты в виде картин с изображением судов. Такие пожертвования (ex-voto) делались моряками и рыбаками по обету, данному в тяжёлую минуту, когда штормовая стихия грозила поглотить их. Воистину говорят: «кто в море не бывал, тот Богу не молился»! Обилие же картин – пожертвований говорит как о Божьей помощи благочестивым морякам, так и о высоких мореходных качествах мальтийских судов. И, конечно же, главный источник информации это ныне существующие лодки.
Рис.11. Фрегата.
Считается, что одним из прототипов для многих мальтийских лодок, прежде всего для фелюки, является прованская лодка. Суда подобного типа распространены на Средиземном море и прилегающих к нему бассейнах. Их и сегодня можно видеть не только на Лазурном берегу Прованса, в Италии (рис.5), на пляжах Греции, Испании и Португалии, но даже в Болгарии и Румынии.
Это мореходные лодки с симметричными образованиями носа и кормы, плавным сопряжением киля со штевнями. Предположительно на Мальту этот тип был привнесен французскими корабелами из Прованса. И действительно своими обводами и конструкцией фелюка напоминает «кано» (canot) – шлюпку вельботного типа, применявшуюся в качестве бортового плавсредства на французских галерах (рис.6).
Рис.12. Тартана.
Существовали «золочёная» фелюка (felucca) (рис.7) и «чёрная» фелюка использовавшиеся галерным флотом Ордена, в качестве вспомогательных гребных судов.
Причём «золочёная» выполняла также и церемониальные функции. Помимо их существовали фелюки (рис.8) использовавшиеся для коммерческих перевозок грузов и пассажиров.
Происхождение дайсы (dghajsa) (рис.9) связывают с Сицилией. По крайней мере, обнаружить здесь венецианский след не удалось. Возможно в какой-то мере прототипом могла послужить Сицилийская барчета (barcheta) (рис.10) известная с XIII века. У неё прослеживаются такие характерные для мальтийских лодок элементы, как запалубленные участки в носу и корме, высокие штевни, острые очертания оконечностей при значительной относительной ширине.
Рис.13. Модель сицилийского каботажного судна (Морской музей Монако).
Термин «бригантина» первоначально не соотносился с каким-либо конкретным типом судна. Он определял род деятельности судна: пиратство, каперство. Это подтверждается и широкой трактовкой термина «бригантина». Так, например, называли разновидность доспехов, в виде закрепленных на кожаной основе металлических пластин, покрытых с лицевой стороны тканью, что позволяло маскировать её под обычную одежду, почему она широко применялась разбойниками Средневековья. Очевидно, что от термина «brigand» - разбойник происходит и название судна. Соответственно бригантинами на разных этапах называли: фелюку, тартану, шебеку, бриг. А в конце концов это название закрепилось за судном с парусным вооружением «шхуна-бриг» (прямые паруса на фок мачте и гафельные на гроте). Однако был период, когда существовал тип судна с чётко выраженными индивидуальными признаками, предназначением которого было каперство.
Рис.14. Турецкий кайк.
Прообразом спрунары (xprunara, speronara, spironara, speronado, spirunara, spironiera) возможно является фрегата (рис.11) известная с 1350 г. Влияние же на окончательное формирование её облика могли оказать суда тартана(рис.12) и сицилийские каботажные суда (рис.13). Следует отметить, что спрунара широко применялась также на Сицилии, Сардинии и в Северной Африке.
Рис.15. Мальтийский кайк (Мальтийский морской музей).
Тартана (иногда «тартан») первоначально именовалась барком или баркой. Данный тип судна имел широкое распространение по всему Средиземному морю. На Мальте получил широкое распространение с начала XVII века. Различали собственно тартану, несколько более крупную тартанетту, самую большую – тартарону (грузоподъемность до 100 тонн), малую – тартанеллу и самую маленькую тартарину. Тартанетта и тартарона были палубными судами и могли нести до трёх мачт. Тартана могла быть как палубной, так и беспалубной, тартанелла и тартарина были всегда беспалубными. Начиная с середины XIX века, крупные суда данного класса не строятся. Соответственно сохранился и используется только термин тартана.
Кайк (kajjik) не является собственно мальтийским типом судна (рис.14, рис.15). В XVI-XVIII веках он широко применялся по всему Средиземноморью, часто в качестве судовой шлюпки. Однако на Мальте он приобрел специфические черты, главная из которых – несколько меньшая седловатость планширя, большая высота борта, а в некоторых случаях дополнительные съемные секции фальшборта. Различал собственно кайк и кайкотто (caicotto) – малую шлюпку с двумя парами весел.
Рис.16. Фарелла.
Часто, говоря о мальтийских лодках, используют термин «фарелла» (farella), хотя правильнее «ферилла» (ferilla). В определенной мере он собирателен. В XIX веке так называли дайсы, применявшиеся в ту пору не только для пассажирских перевозок, но и для рыбного промысла (рис.16). Тогда эти суда имели несколько изогнутые штевни. Особенность конструкции классической фареллы – кокпит практически прямоугольной формы.
В дальнейшем фареллы специализированные для пассажирских перевозок получили вертикальные штевни и стали именоваться собственно дайсами, а промысловый тип судов, позаимствовавший транцевую корму у кайка и получивший также вертикальный форштевень уменьшенной высоты, стал называться луццу (luzzu).
Спрунары же со временем утратив свой характерный шпирон и заметно уменьшив высоту штевня превратились в тал-латини (tal-latini).