Рис.1
Научно-исследовательский центр «Шкипер» предлагает Вам рассмотреть возможность практической реализации электродвижения с подзарядкой от солнечных батарей на водном транспорте.
Мы давно занимаемся данной проблемой, изучаем и анализируем отечественный и зарубежный опыт в данном направлении. Мы обладаем опытом проектирования, постройки и эксплуатации судов, использующих электроэнергию в чистом виде (без использования двигателей внутреннего сгорания). В своей работе значительное внимание мы уделяем также и дизайну проектируемых судов. Мы готовы проектировать и строить, прежде всего, т.н. «маломерные» (т.е. длиной до 20 метров и пассажировместимостью до 12 человек) суда с электродвижением.
Рис.2
В случае успешной реализации серии маломерных судов с электродвижением, в чём мы сегодня уверены, возможно будет приступить к проектированию и постройке и более крупных судов. По нашему мнению на данный момент имеются все необходимые технические решения, комплексы и схемы для претворения этой идеи в жизнь, прежде всего в малотоннажном судостроении, применительно к судам используемым на внутренних водных путях и в прибрежном плавании.
Считаем данное направление особенно актуальным для России в настоящее время, чему способствуют следующие обстоятельства.
Значительная протяжённость и площадь поверхности рек, озёр, водохранилищ. Фактическая регулярность наводнений и подтоплений в целом ряде регионов.
Преимущественное расположение населённых пунктов и транспортных узлов у воды. Наличие в России регионов, где водный транспорт по факту является едва ли не единственным.
Рис.3
Необходимость обеспечения населения России эффективным личным водным транспортом, как для рекреационных, так и для хозяйственных нужд.
Развитие малотоннажного флота для нужд внутренних пассажиро- и грузоперевозок.
Необходимость сохранения экологической чистоты пресных вод России, которые являются не только водными путями и источниками электроэнергии, но также базой для развития промышленного рыболовства, товарного рыбоводства, рекреации ресурсом для полива в сельском хозяйстве, а самое главное используются для питья. В тоже время в мире уже остро стоит проблема нехватки питьевой воды.
Отсутствие загрязнения окружающей среды с судов использующих электродвижение. Низкие уровни шумов и вибрации у подобных судов.
Рис.4
Возобновляемость используемых топливных ресурсов в виде солнечной энергии.
Идея судна-электрохода зародилась и была впервые апробирована в России академиком Б.С. Якоби в 1838 году. В начале ХХ века на реках и каналах Германии суда-электроходы применялись для гузо- и пассажироперевозок.
Использовались как суда, как с питанием от контактной сети, так и полностью автономные с питанием от аккумуляторных батарей. Применялись подобные суда и для внутригородских пассажирских перевозок (рис.1). В дальнейшем на флоте электродвижение развивалось в основном по «гибридному» направлению в основном в виде дизель-электроходов.
Сегодня идея чистого электродвижения получила новый импульс в связи с совершенствованием аккумуляторной техники, но главным образом благодаря широкому распространению солнечных батарей. За рубежом все чаще появляются суда электроходы с подзарядкой от солнечных батарей коммерческого назначения (рис.2).
Рис.5
В ряде случаев владельцы судов меняют двигатели внутреннего сгорания на электромоторы (рис.3, рис.4).
В настоящее время мы заняты проектированием и постройкой ряда маломерных судов, в том числе и на электроходу. В частности это 16-метровое судно для Московского региона (рис. 6).
На наш взгляд сегодня для России наиболее актуальна линейка водоизмещающих судов-электроходов длиной до 20 м, обладающих умеренными скоростями от 14 до 20 км в час. «Топовым» вариантом является водоизмещающее судно с вельботной кормой обладающее хорошими ходовыми качествами и достаточной мореходностью, пригодное для эксплуатации на мелководье, с вместительным стальным корпусом, отличающееся оригинальным дизайном.
В качестве двигательно-движительного комплекса могут быть использованы стационарно размещаемые электромоторы с приводом на гребные колёса, как на рисунке 5, либо подвесные электромоторы, являющиеся сегодня по сути универсальными поворотно-откидными винто-рулевыми колонками (рис.7).
Рис.6
Из собственного опыта хотелось бы отметить следующие преимущества электродвижения:
- простота управления и обслуживания (особой простотой отличается регулирование скорости);
- простота и безопасность подзарядки по сравнению с бункеровкой (заправкой) топливом;
- более высокий по сравнению с двигателями внутреннего сгорания уровень пожаробезопасности;
- лучшая согласуемость с судовым движителем, будь то гребной винт или гребное колесо. При электродвижении не требуется редуктор, а движитель работает (вращается) в оптимальном для него, с точки зрения гидродинамики режиме, что даёт существенное повышение упора.
Рис.7
Мы предлагаем Вам принять участие в данном проекте, реализация которого важна для России и крайне перспективна в коммерческом плане, в том числе и в светефактического отсутствия конкурентов и развивающегося кризиса.
Сроки реализации головного образца могут составить 6 – 8 месяцев. Стоимость постройки 800000 – 1200000 долларов США (в зависимости от выбранного типа судна, его габаритов, сроков постройки, и выбора производителей комплектующих изделий).
С уважением, коллектив НИЦ «Шкипер».