В книге рассматриваются маломерные суда наиболее широко востребованные сегодня: рабочие шлюпки (включая скоростные дежурные) и хозяйственные лодки. Работа затрагивает как вопросы выбора, при приобретении готового судна, так и особенности проектирования и технологии при самостоятельной постройке. В монографии проведен глубокий анализ имеющихся прототипов, с учётом многочисленных факторов участвующих в формировании архитектурно-конструктивных типов судов данного класса.
Особое внимание уделено обеспечению остойчивости и непотопляемости, а также эргономике и межпроектной унификации. Книга содержит конкретные технические решения и рекомендации, которые позволяют существенно повысить эксплутационные характеристики судов.
Книга предназначена для лиц занятых проектированием, постройкой, эксплуатацией, закупками рабочих шлюпок и хозяйственных лодок. Она может быть полезной для преподавателей и студентов кораблестроительной специальности, научных работников, а также для всех интересующихся малотоннажным судостроением.
Многочисленные производители маломерных судов, используя журналы, выставки, презентации, бот-шоу и тест-драйвы, наперебой продвигают свою продукцию на рынок, убеждая потенциальных покупателей в том, что их катера и лодки способны удовлетворить любые нужды, потребности и запросы. Но почему же тогда, также как десять и двадцать лет назад, мы слышим голоса тех, чья деятельность связана с водой, задающие одни и те же вопросы: когда же, наконец, появится настоящая хозяйственная лодка, где можно приобрести рабочую шлюпку?
Эти вопросы дискутировались в «Катерах и яхтах» тридцатилетней давности и поднимались этим же журналом пару лет назад в редакционной статье. Об этом неоднократно говорилось на отраслевых совещаниях. Этими же вопросами задавались снабженцы и фермеры, рыбаки и охотники, деревенские жители и работники изыскательских партий. Они периодически возникают перед портовиками, судоремонтниками и гидростроителями. Хозяйственные лодки требуются для рыбоводных хозяйств и заповедников. Рабочие шлюпки нужны для комплектации транспортных судов и земснарядов, обследования мостовых опор и обеспечения водолазных работ.
Но где их взять?
Нет, иногда появляется тот или иной производитель предлагающий «хозяйственную» лодку или «рабочую» шлюпку, на поверку оказывающуюся очередной вариацией на тему «Фофана», шестивесельного яла или прогулочной мотолодки в самом «спартанском» варианте исполнения. Однако, далее подобного упрощения и примитивизации конструкторская мысль не идёт. Как и чем работать с подобной лодки (шлюпки) непонятно. Где размещать и как крепить инструменты, оборудование, расходные материалы. Куда девать груз непонятно.
Странное дело, почему никого из конструкторов автотракторной техники не посещает шальная мысль получить экскаватор, бульдозер, погрузчик, автокар или хотя бы джип внедорожник путем упрощения конструкции шестисотого «Мерседеса» или «Лексуса»? Хотя, в тоже время, шасси любого образца «рабочей техники» служат неплохой базой для создания образцов самого различного назначения. Пусть не на экскаваторе, но на джипе или багги можно и просто прокатиться. Как ни странно, но тот же самый «Хаммер» становится сегодня автомобилем, едва ли не представительского класса, и, в общем-то, все понимают, что это логично.
А вот с лодками пока наоборот. Может мы потому и не обустроили пока свои реки и побережья, что техника для отдыха у нас сложная, дорогая, со всевозможными приспособлениями, облегчающими существование на воде, но лишь только дело касается работы (работы в широком смысле слова) как предлагается примитивная посудина, по техническому уровню едва ли соответствующая началу XX века, и что весьма немаловажно, не всегда безопасная. Действительно, остойчивость и непотопляемость таких «рабочих шлюпок» часто оказываются недостаточными, а вот борт обычно чрезмерно высок. А ведь с них действительно надо работать: дефектовать и красить суда, брать пробы воды и грунта, принимать с других судов, с берега или с воды грузы, выгружать их на причал или на берег, работать с сетями и неводами. Поэтому, не случайно при работе на воде столь часто происходят аварии, приводящие к травмам либо к гибели людей.
Автору этих строк неоднократно приходилось сталкиваться со всеми вышеописанными проблемами. Когда студентом проходил практику на судах и заводах, инженером-кораблестроителем работал на судоремонтных и судостроительных предприятиях, занимался вопросами комплектации судов технического флота бортовыми плавсредствами, курировал поставки флота для рыбного хозяйства, судьба то и дело сводила меня с этими маленькими скорлупками, без которых на флоте не делается ни одно большое дело.
И каждый раз посещали мысли: «Кто додумался назвать РАБОЧЕЙ шлюпкой лодку, на которую нельзя погрузить ни кислородный баллон, ни трансформатор. На которой некуда положить дрель, пассатижи и невозможно разместить банку с краской, не разлив её. А куда девать кисть? Почему называют ХОЗЯЙСТВЕННОЙ лодку, от которой вся польза - сгонять в магазин за бутылкой водки? Как перевезти на ней стог сена с покоса, телевизор из ремонта, огурцы на рынок? А корову на выпас? Или. Почему с лодки называемой ОХОТНИЧЕЙ нельзя стрелять, встав в полный рост? А если попытаешься, то сразу после выстрела или даже до него окажешься в воде. Как поднять из воды пострадавшего в катер, именуемый СПАСАТЕЛЬНЫМ, если у этого катера высота надводного борта чуть меньше метра? Между прочим, в кокпит такого катера даже здоровому человеку с посторонней помощью подняться трудно. А если у пострадавшего рана, переломы? Или пострадавший - водолаз в соответствующем снаряжении?» Мне известны случаи, когда такие «спасательные катера» буксировали пострадавшего к берегу, из-за того, что поднять его на борт даже у профессиональных спасателей не получалось. А пока буксировали, человек захлёбывался и погибал.
Работа в Государственной инспекции маломерных судов принесла мне открытие - на маломерных судах во внутренних водах, на реках, прудах и озёрах гибнет людей больше, чем на морских и океанских судах! Причем значительная часть этих аварий происходит с лодками и шлюпками производственно-хозяйственного назначения.
Участие в подготовке Правил классификации маломерных судов, еще больше убедило в отсутствии обоснованного реальными потребностями безопасного типа рабочей шлюпки, хозяйственной лодки.
И вот уже более десяти лет рабочие шлюпки и хозяйственные лодки, их мореходные качества являются предметами моих исследований. За это время удалось собрать богатый зарубежный и отечественный материал по этой теме. Изучен опыт создания подобных судов в США, Великобритании, Аргентине, Парагвае, на побережье Западной и Восточной Африки. Собрана информация по шлюпкам и лодкам Японии и Китая. Непосредственно на мес¬тах изучался опыт их строительства и эксплуатации в Скандинавии, Румынии, на Мальте, в Западной Сибири, на Поморском Севере и на Азовском море.
Проведен ряд интересных экспериментов, построены и испытаны суда, которые можно считать прототипами перспективных лодок. А самое главное: собралась команда единомышленников из числа выпускников Московской Академии водного транспорта, составившая коллектив научно-исследовательской группы «Шкипер», совместная работа с которыми и позволяет сегодня представить Вам эту книгу.
Решение о написании её было принято мной ещё три года назад на осенней Каме, когда я с двумя товарищами шёл на вёслах под снежными зарядами к стоящему на рейде нефтерудовозу. Шли мы на стеклопластиковом недоразумении, опасно кренившемся при каждом неловком движении. А везли мы, кроме приборов и инструментов, необходимых для дефектации ещё и деревянную лестницу, длинную, длинней самой лодки, уложенную поперёк неё. Она нужна была, чтобы подняться на борт судна, уткнувшегося носом в отмель у острова посреди реки. Экипажа на судне не было, поэтому трап, ни парадный, ни штормовой, нам никто не готовил.
Борт лодки едва возвышался над водой и на наше счастье, волнение было слабым. Но мы боялись, что волна от проходящего буксира или разъездного катера захлестнёт нас. Перспектива плыть к берегу в холодной ноябрьской воде, при падающем на голову снеге не вдохновляла. И вот здесь я ощутил острое желание поделиться своими знаниями и опытом в области выбора и постройки рабочих шлюпок и хозяйственных лодок со всеми, кому это интересно. Глядишь, в следующий раз и сам пойду на настоящей комфортной, безопасной и мореходной «плавучей рабочей площадке», построенной кем-то из читателей этой книги.
Итак, цели этой книги - помочь при покупке выбрать из всего многообразия маломерных судов именно то, от которого в работе и хозяйстве будет польза, а не вред. Это главная цель, первая. А вторая - помочь тому, кто такое судно не найдёт или найдя обнаружит, что оно ему не по карману. Действительно, накладно забивать гвозди золотым молотком. И останется ему одно - строить лодку самому. Надеюсь, здесь некоторую помощь окажет эта книга.
И, наконец, третья цель - последняя: довести до сведения тех, кто проектирует (или думает, что проектирует) и производит рабочие шлюпки и хозяйственные лодки, каковы реальные задачи этих судов, условия эксплуатации и каким должен быть их облик. Ведь, не секрет, что зачастую маломерное судно, лодку проектируют, используя те же конструктивные решения и принципы, что применяются в «большом» судостроении. Т.е. происходит «миниатюризация» большого судна, что не всегда оправдано. К сожалению, часто то, что хорошо для большого палубного судна, для малой открытой лодки оказывается гибельным. Однако, это не вина, а скорее беда наших судостроителей. Ведь основная часть как учебной, так и справочной литературы посвящена вопросам проектирования и постройки, прежде всего «настоящих» больших судов, а та, что есть, в большей мере посвящена прогулочным или спортивным судам. Специально судостроителей-маломерщиков не готовит ни один ВУЗ. Поэтому, хочется надеяться, что эта книга, хоть в какой то мере, восполнит этот пробел.
В настоящее время число различных плавсредств, а также объектов граничащих с водой, постоянно возрастает, а сами они усложняются, следовательно, может снижаться надёжность. Безаварийная эксплуатация этих объектов, необходимая как в экономическом отношении, так и в целях безопасности жизнедеятельности, может быть обеспечена только поддержанием их в надлежащем состоянии, что требует постоянного мониторинга и сервисного обслуживания, которое не всегда возможно и целесообразно вести с помощью береговых средств.
В этой связи значительно возрастает значение комплекса разнообразных плавучих средств, предназначенных для обслуживания объектов водной сферы. В качестве основы, первого кирпичика этой пирамиды сервисной технической системы выступает судно (плавсредство), называемое рабочей шлюпкой или хозяйственной лодкой.
Рабочая шлюпка, в первую очередь, предназначена для обеспечения проведения разнообразных осмотровых, инспекционных и ремонтных работ при обслуживании плавучих и береговых объектов. Помимо этого, существует большое число различных видов хозяйственной деятельности, осуществление которых невозможно без применения подобных плавсредств: промышленное рыболовство и товарное рыбоводство, спортивное рыболовство, охота, изыскательская и исследовательская работа на водных объектах, обучение хождению под парусом, организация и обеспечение отдыха на воде.
Кроме того, потребность в маломерных плавсредствах с широким спектром функциональных возможностей имеется у жителей деревень, сёл, городов, расположенных на берегах рек, каналов, озёр, водохранилищ и морей, когда, в дополнение ко всем перечисленным задачам, лодка выполняет ещё и роль чисто транспортного средства, заменяя собой легковой автомобиль или мини-грузовик.
Достаточно близки по характеру выполняемых работ к рассматриваемому классу катера (мотолодки) - буксировщики воднолыжников и вейкбор-дистов, малые судейские катера для обслуживания спортивных соревнований, а также появившиеся относительно недавно скоростные дежурные шлюпки (о них ниже будет сказано несколько подробнее), обязательные ныне для большинства крупных морских судов.
Все перечисленные здесь суда достаточно близки по размерениям, требованиям к мореходности и скоростному режиму, условиям эксплуатации и стоимости. Что ещё роднит их, так это то, что все они выполняют, в общем-то, хотя и важные, но всё-таки вспомогательные работы, обеспечивающие главную хозяйственную, производственную, надзорную, научную, спортивную или иную деятельность. Несмотря на внешний вид, не слишком отличающий их от обычных лодок общего назначения, рабочая шлюпка (РШ) или хозяйственная лодка (ХЛ), далее мы будем применять эти термины, концептуально не является собственно лодкой. Скорее её можно охарактеризовать как специализированную, малогабаритную плавучую платформу для размещения различного целевого оборудования, обеспечивающего различные работы на воде.
Функционирование РШ в значительной мере отличается от эксплуатации обычной прогулочной лодки. Поэтому подходы к проектированию, выработанные для создания «обычных» лодок, не вполне соответствуют требованиям, предъявляемым к судам рассматриваемого класса. Разработанные ранее архитектурно-конструктивные типы, планировки внутреннего пространства, расположение элементов оборудования ориентированы на иное целевое назначение и по большому счёту их роднит только то, что и те и другие являются плавучими объектами.
Эксплуатация РШ предполагает её размещение либо на обслуживаемом ею судне, либо на береговой базе, рядом с объектом, который она обслу-живает. Возможно также использование её в составе автопоезда, при этом шлюпка размещается на специальном трейлере. Этот вариант возможен при использовании РШ в составе различных мониторинговых, сервисных или коммунальных служб, занимающихся обслуживанием и ремонтом протяжённых участков прибрежных объектов или группы плавсредств.
Условия использования РШ на судне достаточно разнообразны и возможны варианты, когда размещение её непосредственно на судне нецелесообразно или невозможно по тем или иным причинам. Вследствие этого возможно содержание лодки на плаву рядом с судном, что предполагает возможность движения судна с рабочей шлюпкой на буксире за ним даже на больших скоростях. Поэтому при проектировании необходимо предусматривать, чтобы обводы корпуса РШ допускали её буксировку за судном на большой скорости (в режиме глиссирования, либо в переходном к глиссированию режиме) без опасения её заливания и опрокидывания, отсутствия рыскания на курсе и в итоге без существенного повышения сопротивления движения судна-буксировщика, т.е. возможности обеспечения безаварийной буксировки рабочей лодкой за судном.
Также конструкция и обводы лодки должны допускать её спуск на воду и подъём на борт на ходу судна. Сама лодка должна быть также способна выполнять буксирные операции с небольшими плавсредствами.
Анализ решаемых задач и условий эксплуатации позволил выделить пять перспективных типоразмерных «групп» или вернее сказать «подклассов» класса РШ (ХЛ).
Важное предварительное замечание: здесь и далее говоря о длине, если нет специальных оговорок (длина по конструктивной ватерлинии, длина габаритная и т.п.), под этим термином мы будем подразумевать наибольшую длину - расстояние между наиболее удалёнными точками корпуса в носу и в корме, без учёта таких выступающих частей как бушприты, кринолины и т.п.
Первая типоразмерная группа: суда со следующими размерениями -длина (L) от 3-х до 4,5 м, ширина (В) 1,5-1,7 м, высота борта (Нб) 0,35-0,5 м. Варианты применения: вспомогательные работы в товарном рыбоводстве, бортовая дежурная шлюпка для яхт и малых речных судов, рабочая шлюпка для базирования на берегу, на борту судна или в составе автопоезда, лодка для первичного обучения хождению под парусом, лодка для нужд рекреации (отдыха на воде), в том числе и для работы в составе лодочных станций, лодка для спортивного рыболовства.
Грузоподъёмность лодок данной группы колеблется от 300 до 600 кг (3-5 человек с оборудованием или багажом, масса человека принимается соответственно 100-120 кг). Одним из основных требований к судам данной группы является ограничение массы порожнем пределом в 50-120 кг. Т.е. пустую лодку (без вёсел, мотора) должны свободно переносить 2-3 человека.
Вторая группа: L=4,5-6 м, В=1,б-2 м, Нб=0,5-0,б м. Масса порожнем от 120 до 400 кг. Грузоподъемность от 600 кг до 2-х т. Могут оборудоваться вышками-«тауэрами» и тентами.
Варианты использования - помимо обозначенных для судов первой группы, дополняются применением в качестве судейского катера, буксировщика воднолыжников и вейкбордистов. Лодки предельных для данной группы габаритов могут применяться в качестве спасательных шлюпок береговых спасательных станций, малых промысловых судов при работе со ставными сетями и неводами. Могут использоваться в качестве бортовых ботов-буксировщиков бежного конца невода на сейнерах. Возможно применение их как патрульных правоохранительными и природоохранными органами.
Третья группа представлена лодками L=6-9 м, В=1,6-2,5 м, Нб=0,6-0,85 м. Масса порожнем от 400 кг до 2-х т. Могут оборудоваться тентами, вышками-«тауэрами», рубками-убежищами, площадками-«кринолинами».
Назначение: те же варианты, что для первой и второй групп. Однако, возможно использование в качестве бортовой дежурной шлюпки на крупных речных и морских судах, для обслуживания лодочных переправ с малыми пассажиропотоками. В варианте судейского катера, судна для удебного лова (лов удочкой) или рабочей шлюпки может оснащаться вышкой-«тауэром» с верхней рабочей площадкой. При использовании в промышленном рыболовстве возможна работа не только со ставными, но также с плавными сетями и неводами, бим-тралами.
Четвёртая группа. Лодки со следующими размерениями: 1=9-12 м, В=2-2,5 м, Нб=0,65-1,0м. Собственная масса от 1,5 до 3-х т. Грузоподъёмность от З-х до 5-ти т. Могут оборудоваться всеми видами тентов, вышек-«тауэров», площадок-«кринолинов», а также рубками значительных объёмов.
Назначением данной группы может являться: транспортировка малых партий груза и пассажиров (до 12 человек включительно), использование на промысле (обслуживание всех видов сетей и неводов, работа с бим-тралами, близнецовыми тралами, ловушками). Могут применяться в качестве неводников при закидном лове. Возможно оснащение промысловыми шпилями сетевыборочными и неводовыборочными машинами. Возможно дооборудование как гарпунного бота для добычи крупной рыбы.
Возможна работа в качестве спасательных лодок береговых спасательных станций, разъездного, патрульного или прогулочного судна. Как бортовые плавсредства используются редко.
В этих же размерениях, но при полных обводах могут существовать катера выполняющие функцию буксиров-кантовщиков или толкачей для малых рек. В последнем случае суда могут оборудоваться носовыми упорами и свайно-закольным устройством.
Пятая группа. Лодки с размерениями: L=12-14 м, В=2,5-3,2 м, Нб=0,7-1,2 м. Собственная масса от 2-х до 3,5 т. Грузоподъёмность от 4 до 8 т. Помимо вышеупомянутой комплектации для предыдущих групп (тенты, вышки-«тауэры», площадки-«кринолины» и т.п.) могут оснащаться грузовой стрелой грузоподъёмностью до 1 т.
Подобно лодкам четвёртой группы преимущественно применяются для транспортировки малых партий грузов и пассажиров, в качестве прогулочных судов, а также на промысле (в тех же вариантах что и лодки предыдущей четвёртой группы).
Как бортовые плавсредства практически не применяются.