Рис.1 Пластиковый понтон. Коппе, Женевское озеро, Швейцария.
Что такое понтон? Большой энциклопедический словарь раскрывает этот термин следующим образом. Понтон (французский – ponton от латинского pons – мост) плоскодонное несамоходное судно с палубой или без неё. Бывают металлические, надувные, железобетонные, пластиковые (рис.1) и др. Используются для подъёма затонувших судов, как плавучие опоры наплавных мостов, составные элементы понтонных мостов, причалы, паромы. Не обязательно корпуса понтонов должны быть прямостенными.
Сегодня достаточно часто используются и цилиндрические понтоны (рис.2).
Часто понтоном называют судовой корпус с упрощёнными обводами (рис.3) Порой такие корпуса имеют плавпричалы, плавкраны, дебаркадеры, брандвахты, плавмастерские. Применяют понтоны в портах (рис.4) и на судоремонтных предприятиях для ремонта и обслуживания судов.
Рис.2 Понтоны с цилиндрическими корпусами. Женева, Швейцария.
Сегодня существуют люковые крышки грузовых трюмов «понтонного типа». Такая крышка в виде понтона отличается повышенной прочностью (важное качество позволяющее перевозить на крышках люков палубный груз) и собственной положительной плавучестью. Последнее особенно важно при проведении грузовых операций в отсутствии на берегу полноценного порта. Такие крышки судовыми стрелами или кранами спускаются за борт , образуя своеобразный плавучий причал на который может осуществляться выгрузка, к которому могут быть пришвартованы плашкоуты. баржи, рабочие катера.
Как видим, применение понтонов весьма разнообразно. Например, в 17-18 веках, существовали так называемые «камели» (от английского camel – верблюд) – два понтона скреплённые в нижней части тросами, предназначенные для проводки построенных кораблей над отмелями (рис.5).
Рис.4. Понтон для обслуживания судов. Ницца, Франция.
Рис.3 Понтоны. Женева, Швейцария.
В 17-18 веках дноуглубление было развито крайне слабо, а значительное число верфей размещалось по берегам рек. В местах же впадения рек в море из наносимого ими песка образовывались обширные труднопроходимые отмели, которые корабли со значительной осадкой не могли преодолеть. Вот для транспортировки кораблей через эти отмели и предназначались камели. Корпус корабля, размещённый между двумя понтонами, действительно походил на груз, лежащий между двумя горбами верблюда, откуда и появилось название этого плавсредства (рис. 6, рис.7, рис.8).
Рис.6. Корабль на камелях. Морской музей, Тулон, Франция.
Рис.5. Корабль на камелях. Морской музей, Тулон, Франция.
Кстати, сегодня существуют похожие устройства, предназначенные для ремонта катеров и яхт на плаву (рис.9, рис. 10, рис 11).
Рис.8. Постановка корабля на камели. Музей города Амстердам, Нидерланды.
Рис.7. Корабль на камелях. Музей города Амстердам, Нидерланды.
Фактически понтонами являлись первые специализированные десантные суда, применённые французским флотом при высадке в Алжире в 1830 году. На рисунках 12 и 13 можно видеть соответственно пехотный, кавалерийский и артиллерийский десантные понтоны.
Корпуса понтонного типа имели также многие прамы – тип кораблей береговой обороны, распространённый в 17-18 веках – фактически плавучие батареи стоечного типа. Иногда такие «коробочки» несли до 44 пушек крупного калибра, что делало их на мелководье достаточно серьёзным противником даже для фрегатов и линейных кораблей. Прамы строились в Англии, Швеции, России, Дании, Франции.
Рис.10. Судоподъёмный понтон для ремонта яхт. Ханья, Греция.
Рис.9. Судоподъёмный понтон для ремонта яхт. Ханья, Греция.
Прамы использовались в 18 веке в военном противостоянии на Балтике, как Швецией, так и Россией, Россией в борьбе с Турцией в условиях мелководного Азовского моря и Днепровско-Бугского Лимана. В историю отечественного флота навсегда вошли звучные имена прамов: «Дикий бык», «Олифант», «Близко не подходи», «Гром и молния», «Северный медведь».
Рис.11. Судоподъёмный понтон для ремонта яхт. Ханья, Греция.
Существовали также т.н. прамы-мачтлихтеры (рис. 13) - специальные вспомогательные суда, осуществлявшие монтаж мачт либо наклонение (кренование или кренгование) кораблей за верхушки мачт, с целью ремонта обнажающейся при этом подводной части корпуса.
В большинстве случаев под понтонами подразумеваются несамоходные суда, если на них и устанавливается двигатель и движитель, то исключительно с целью позиционирования на акватории (рис.15, рис.16, рис.17).
В то же время в истории существовали понтоны прошедшие немало километров по рекам и даже миль по морю своим ходом. Речь идёт о понтонах, строившихся в Первую мировую войну для флотилий военного ведомства по проекту подполковника И.И. Неговского.
Рис. 13. Модели десантных понтонов французского флота. Морской музей, Тулон, Франция.
Рис.12. Модели десантных понтонов французского флота. Морской музей, Тулон, Франция.
Это были уникальные суда с широкими возможностями. Корпус плоскодонный самых простых обводов, состоял из двух секций скреплявшихся с помощью клинового соединения. В корме размещались стационарный двигатель (мощностью 35-40 л.с.) и цистерны для топлива и смазки. Понтон мог транспортировать 70 пехотинцев или 5-тонный автомобиль. Водоизмещение понтона составляло 20 тонн, длина - 14,24 м, ширина – 2,75 м, осадка – 0,61 м.
Рис.14. Прамы-мачтлихтеры (на переднем плане под бортом фрегата). Экспозиция морского музея, Тулон, Франция.
Строились они Севастопольской верфью РОПиТ, заводом Латяева под Нижним Новгородом, Коломенским и Сормовскими заводами, Петроградской верфью лёгкого финляндского пароходства.
Предназначались они, прежде всего, для тяжёлых мостовых моторно-понтонных парков, однако могли действовать и самостоятельно.
Для обслуживания и ремонта кораблей и судов флотилий военного ведомства на базе стандартного понтона строились плавучие мастерские.
В период гражданской войны понтоны военного ведомства широко применялись как Красными, так и Белыми. По мере расширения военных действий на реках, увеличивалась потребность в чисто боевых кораблях. Соответственно некоторые понтоны получили вооружение (пушки, пулемёты) став полноценными боевыми единицами.
Однако особую ценность эти кораблики приобрели в конце гражданской войны в качестве тральщиков, когда потребовалось тралить многочисленные минные заграждения. Их главным преимуществом оказалась чрезвычайно малая осадка, благодаря которой они проходили, практически над минами не задевая их, что делало траление с них относительно безопасным, хотя, качало и заливало в море эти фактически речные «скорлупки» по словам очевидцев нещадно.
Рис. 16. Самоходный понтон для гидротехнических работ, оснащённый подвесным мотором. Женева, Швейцария.
Рис.15. Самоходный понтон, оснащённый подвесными моторами. Тулон, Франция.
Как видим, у этого класса простеньких на вид судёнышек, непростая и весьма насыщенная история, достойная уважения и изучения.
Рис. 17. Самоходный понтон для гидротехнических работ, оснащённый подвесным мотором. Вид с кормы. Женева, Швейцария.
1. Жутяев Ю.Н. Прамы Российского флота. СПб., Гангут №69/2012, с.3-28.
2. Широкорад А.Б., Великая речная война. 1918-1920 годы. Москва, «Вече» 2006. 416 с.
3. Черников И.И. Энциклопедия речного флота. М.,СПб. АСТ, Полигон. 2004. 702 с.
4. Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова А.М. М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб «Норинт». 1456 с.