Московский Музей Морского Флота был образован в 1958-м году. К середине 50-х годов в стране начала формироваться отечественная судостроительная отрасль, включавшая десятки заводов, КБ и институтов. Интенсивно осваивался Северный морской путь, в 1956-м году в Антарктиде появились станции «Восток» и «Мирный». Поэтому необходимость наличия в Москве Музея Морского Флота была доказана самой историей развития морской отрасли.
В 70-х годах по количеству судов морского транспорта наша страна вышла на второе место в мире, а по количеству промысловых судов на первое. В августе 1977-го года впервые надводное судно достигло Северного Полюса Земли. В эти успехи морской отрасли свою лепту внёс и Московский «Музей Морского Флота». Школьники, студенты, курсанты морских школ и училищ, специалисты и ветераны морского флота, начиная с 1960-го года, могли ознакомиться с теми достижениями, которые имела наша страна на протяжении её истории.
Московский Музей был одним из наиболее популярных Музеев Москвы. Проводились многочисленные Выставки, был открыт Павильон на ВДНХ, а в 1990-м году «Музей Морского Флота» принял участие в Международной Выставке в городе Нагасаки. Её экспонаты доказывали, что наша страна – Великая Морская Держава.
В 1989-м году «Московский Музей Морского Флота» решением Министерства Культуры получил статус государственного Музея. Это уже доказывало его значимость и ценность в показе и демонстрации Истории Морского Флота, достижениях страны в области судостроения, географических открытий, освоения Арктики и Антарктики.
Вынужденно переехав в 1994-м году с улицы Сретенка на улицу Адмирала Макарова, Музей с большим трудом в конце «лихих» 90-х и начале 2000-х годов сумел, в основном, сохранить, восстановить и, даже, приумножить свою коллекцию.
После переезда на улицу Адмирала Макарова, кроме задачи сохранения фондов, в Музее была проведена большая работа по созданию новой формы представления её коллекций.
Московский Музей, по своему, уникален. Это один из единственных отраслевых музеев Российской Федерации, сохранивший экспонаты, архивные материалы, фото-, библиотечные и архивные фонды, предметно доказывающие, что Россия – Великая Морская Держава.
Так, в частности, по количеству моделей судов Музей не имеет себе равных в стране, да и, пожалуй, за рубежом. В большинстве своём это модели 70-х годов, которые называют «золотым периодом» судостроения в СССР.
Широко представлены в коллекции Музея и модели первых парусных судов России XVIII-XIX веков. В этот период был создан уникальный парусный морской флот. В экспозиции имеются удивительные по своей красоте и культурологической ценности модели парусных судов. Кроме того они отражают и передовые научно-технические достижения в области корабельного судостроения того периода.
Так одной из вершин отечественного парусного судостроения является модель фрегата «Паллада»
На этом судне впервые были использованы: цепи для крепления якоря, чугунные клюзы и самый прогрессивный якорь начала XIX века – «якорь Перинга». Необходимо отметить, что Музей обладает большой и разнообразной коллекцией якорей, начиная с V века н.э. и до наших дней.
В коллекции Музея имеется великолепная авторская копия памятника первого мореплавателя России, совершившего кругосветное путешествие – Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Смотря на этот памятник, можно почувствовать и понять, какой харизмой и характером обладал этот удивительный человек, который был одним из тех, кто вывел Россию в черёду Великих Морских Держав.
Особо богат Музей коллекциями, связанными с освоением Арктики и Антарктики. На улице Адмирала Макарова для этого был выделен отдельный «Полярный Зал». Достаточно только назвать подлинную рубку ледореза «Ф.Литке» или Кают-компанию легендарного ледокола «Ермак».
И всё это сумели сохранить подлинные энтузиасты Музея, кто, несмотря на многие трудности и препятствия последних лет в нашей стране, связанные с постоянными «реформами» и «перестройками», осознавали значение для истории страны роли Морского Флота.
В последние годы, Музей вновь начал проводить большую экскурсионную деятельность. Начиная с 2011-го года, было проведено около сотни различных экскурсий.
Судя по отзывам посетителей, в результате ознакомления с экспозицией Музея каждый из них получил представление и знание об Истории Морского Флота России, развитию кораблестроения. Начиная от челнов, парусных судов до мощных современных атомоходов, в которых отражены научно-технические достижения учёных, инженеров, сложности и успехи в освоении Арктики и Антарктики, бытовые и культурные традиции, обычаи, предметы быта наших людей, живших и создававших Историю нашей Родины.
В течение последних десяти лет Музей находится в ведении Агентства морского и речного транспорта. Не дождавшись решения Правительства Москвы о выделения помещения, равноценного тому, которое было на улице Сретенка, Агентство выделило Музею отдельное здание. Это - здание на улице Большая Ордынка, 19.
Вновь была проведена сложнейшая работа по транспортировке, перевозке экспонатов с улицы Адмирала Макарова, где экспонаты Музея находились с 1994-го года. Конечно же, любой переезд нежелателен для Музеев. Но коллектив Музея сделал и делает всё возможное и невозможное, чтобы сохранить при этом бесценные экспонаты. Почувствовалось внимание и определённая поддержка и со стороны Агентства.
Сотрудники Музея надеются, что после капитального строительства и реконструкции старинного здания, он представит новым посетителям свою уникальную коллекцию. И это будет одним из важных этапов к возрождению Морского Флота России, которого ждут многие, кто знаком со славной её историей или хочет её узнать.