В преддверии начала очередного нового года, который, вскорости, куда-то вновь должен «полететь», хотелось бы, чтобы этот «полёт» по отношению к нашим родным морским и речным делам, не был бы катастрофичен. А это, к сожалению, мы всё чаще и чаще наблюдаем в последнее времена при различных «полётах», реальных и, даже, воображаемых в нашем государстве.
Попробуем немного вспомнить о наших достижениях, которые всё-таки, были в истории морского и речного флотов. Свидетелями и непосредственными участниками их были наши заслуженные ветераны. Также попытаемся сравнить их с современными веяниями в нашем водном деле. А они, надо сказать, в последнее время не очень нас радуют. В тоже время решать наболевшие вопросы и проблемы всё равно когда-нибудь, но будет надо. И примеры из прошлого, как мы надеемся, могут помочь выправить а, точнее, - правильно направить «невидимые вектора желаемого развития создавшегося кризисного положения».
Сейчас одной из больших проблем последнего времени является отсутствие кадров. Руководители страны провозгласили путь на модернизацию нашей полуразрушенной промышленности. Но надо понимать, что «Сколково» нас не спасёт. Более того – оно может «синергуально-бифуркационно» увести нас «в никуда».
«Умники», конечно же, нужны, но они – корпуса судов не сварят и не организуют технологию сварки, навивку грузовых лебёдок не рассчитают да и сами лебёдки не установят на палубы судов. Не потеряла актуальность, а в последнее время ещё более усугубилась, и проблема воспитания молодого поколения нашей в муках рождающейся на глазах новой страны.
Если говорить о Морском и Речном флотах, то пример того, как этот вопрос решался в 50-60-е годы, показателен. Именно в эти годы в нашей стране начал подготавливаться тот кадровый фундамент, который затем позволил стране достичь больших успехов в морском и речном деле.
В связи с этим можно вспомнить, что в конце пятидесятых годов только в Москве функционировало двенадцать Клубов Юных Моряков, Детское Речное Пароходство, Морская Школа ДОСААФ. Кстати, тогда Клуб Юных Моряков (КЮМ) назывался красиво: «Клуб Юных Моряков, Речников и Полярников».
Московский городской Клуб насчитывал около тысячи учащихся, имел несколько судов, переданных Военно-морским флотом и Морского Флота СССР.
В Детском Речном Пароходстве было три судна типа «ОМ».
Суда ходили за рубеж, на Чёрное и Балтийское моря. На приведённом ниже снимке курсанты КЮМа на легендарной Шипке в Болгарии.
Ребята стояли за штурвалом. И надо было видеть, как у них горели глаза, какой энтузиазм был в них виден. Потом и по всей стране стали функционировать более полутысячи Клубов Юных Моряков.
Это стало возможным после образования в 1957-м году в Москве: городского Клуба Юных Моряков, Речников и Полярников, Детского Речного Пароходства, Морской Школы ДОСААФ. Потом такие же Клубы, Пароходства и Школы начали действовать по всей стране – от западных окраин до Дальнего Востока. Зачинателем и организатором рождения КЮМа был удивительный, энергичный энтузиаст морского дела – Фастовский М.Г., потом его сменил Б.И.Багрянцев. Бессменным руководителем Детского Речного Пароходства был Соркин Г.Г.
В 1958-м году был образован «Музей Морского Флота» на Сретенке. В 1960-м году он начал свою работу и стал одним из наиболее популярных музеев Москвы. Многие курсанты, ученики школ, профессиональные специалисты морского дела знакомились с интересной экспозицией музея и находили для себя много полезного. Устраивались выездные Выставки, действовал павильон «Судостроение» на ВДНХ, Музей выезжал за рубеж.
По стране была налажена трёх уровневая система обучения: ПТУ, Техникумы, ВУЗы, по которой готовили будущих специалистов рабочих, техников и инженеров. Но это всё было в нашем «светлом прошлом», а что же сейчас, в наши «реальные годы» уже не XX-го, а XXI-го века?
В настоящее время те шесть судов, которые были в Клубе Юных Моряков, как и три судна Детского Речного Пароходства, после всяческих «компаний приватизаций» и прихода к власти «новых людей» и всяческих новообразованных «менеджеров», - как будто бы «испарились», исчезли. И у кого их собирались забрать? У тех, кто мог стать в будущем: мичманами, судоводителями, капитанами, механиками, просто - моряками и речниками с «горящими глазами». А сейчас они «потухли» и, похоже, надолго.
Пример судьбы «Детского Речного Пароходства», в связи со сказанным, весьма показателен и, к сожалению, закономерен. Пришедшие в 90-х годах к власти над ним привели его к полному развалу. При чём, осуществлялся этот развал достаточно планомерно. Это становится понятным по прошествии времени, которое всё, в конечном счёте, выявляет и расставляет по местам. Как же это могло произойти?
Начало всему этому положила, конечно же, компания приватизации, начавшаяся в 1992-м году. Затем последовали соответствующие внешне «правильные» «приказы» и «постановления» государственных органов.
Неожиданно в конце «лихих 90-х годов» появилось Постановление Мэрии Москвы. касавшееся передаче Детского Речного Пароходства». Оно уже почему-то находилось в Московском Речном Пароходстве, ставшим уже к этому времени «АО». Детское Речное Пароходство передавалось «в систему Комитета образования». В соответствии с Постановлением Пароходство было передано « …в качестве филиала Московскому Городскому Клубу Юных Моряков и Речников…», которое само уже было подготовлено к развалу.
В результате подобного рода «постановлений», различных «передач», была осуществлена постепенная, сразу незаметная, но достаточно ясная после анализа многих лет и недвусмысленная элементарная передача: занимаемых акваторий, зданий. А сами Клубы, Пароходства и Школы потом были, практически и фактически, «сведены к минимуму». При чём, всё это прикрывалось в «государевых документах», красивыми лозунгами типа «…в целях сохранения Детского Пароходства и развития детского образования в г. Москве…». А в результате…
Насколько нам известно, все перечисленные в статье корабли Детского Речного Пароходства ещё не давно стояли в очереди на «резку» в Белом Городке. Наше настоящее состояние таково, что даже «на резку» у завода «не было сил и возможностей». Печальный конец «славной», но уже былой истории.
Может быть, как это ни странно, часть из этих кораблей ещё пытается ходить, но долго ли? И придёт ли, кто им на смену. Похоже, что уже нет.