А.В. Трифонов."Стандартные проекты судов." (отрывок)

проектирование судов, стандартизация судов, унификация судов, оптимизация судов

Пособие посвящено вопросам межпроектной унификации в судостроении. Рассмотрены история возникновения и основные этапы становления стандартных проектов, их связь с «параграфными» судами. В пособии по-новому, с позиций судостроительного предприятия, освещена проблема проектирования флотов (высшая задача проектирования). Обоснован выбор критериев оптимизации, используемых при создании семейств стандартных судов. Особое внимание уделено междисциплинарной связи данного направления проектирования судов с маркетингом, роли стандартных проектов в преодолении кризисных явлений. Приведены примеры как удачных, так и неудачных решений из отечественной и зарубежной практики.

Предназначено для студентов кораблестроительной специальности, работников проектно-конструкторских организаций, специалистов, занятых в области поставок флота.

Рецензия на учебное пособие «Стандартные проекты судов. Вопросы межпроектной унификации»

Учебное пособие, подготовленное к.т.н. доцентом Трифоновым А.В., позволяет по новому взглянуть на вопросы межпроектной унификации и стандартизации в судостроении. Эти проблемы в представленном пособии четко и однозначно увязаны с высшей задачей проектирования - проектированием флотов. Причем последняя решается здесь не с позиций судовладельца, а с позиций судостроительного предприятия, что является принципиально новым подходом в отечественной практике.

Такой подход в современных условиях представляется наиболее целесообразным и продуктивным, поскольку в наибольшей степени соответствует общетехническим тенденциям, наблюдаемым в зарубежном и в отечественном судостроении.

Пособие дает современную классификацию основных поколений стандартных проектов и предлагает конкретные методы, позволяющие оценить возможность развития того или иного судна в базовое для создания широкого типоразмерного ряда.

Особо ценной представляется описанная автором методика разработки стандартного проекта.

Считаю целесообразным издание учебного пособия «Стандартные проекты судов. Вопросы межпроектной унификации» для применения его в учебном процессе.

К.т.н., профессор Ю.Г. Бибиков

Рецензия на учебное пособие «Стандартные проекты судов. Вопросы межпроектной унификации»

Учебное пособие, написанное к.т.н. доцентом Трифоновым А.В. посвящено важному вопросу — межпроектной унификации судов. Данное направление является особенно актуальным в настоящее время при преодолении кризисных явлений и становлении про­изводства в условиях рынка покупателя.

В работе наглядно показаны основные этапы развития мето¬дов межпроектной унификации применительно в судостроению, раскрыты исторические истоки стандартных проектов. Приведены убедительные примеры как из речного, так и из морского и промыслового судостроения. Прослеживается устойчивая междисциплинарная связь между Проектированием судов и Маркетингом в судостроении.

Пособие демонстрирует особую роль выбора основных критериев оптимизации при создании стандартных проектов.

Особый интерес представляет использование граничных условий прямого и косвенного действия, накладываемых на рост водоизмещения для определения основных характеристик проектируемого судна.

Заслуживают внимания выводы и рекомендации автора относительно перспектив широкого внедрения стандартных проектов в отечественную практику судостроения.

Работа может стать ценным пособием как для студентов, так и для инженеров-кораблестроителей.

К.т.н., с.н.с. Ш.А. Расулев

Предисловие

Судостроение - одна из важнейших отраслей. Его традиционно отличают большая наукоемкость, высокая степень концентрации современных технологий, экспортная направленность. Особенно высока степень влияния судостроения на другие, смежные отрасли и виды деятельности: морской и речной транспорт, рыбное хозяйство, гидротехническое строительство, добычу полезных ископаемых на шельфе, рекреацию, охрану морских границ и экономических зон. Во все века мощное национальное судостроение служило базой для создания и развития Военно-морского флота, защищающего суверенитет страны.

Поскольку более 90% мирового товарооборота осуществляется морским транспортом, понятно, что без наличия соответствующего тоннажа невозможно обеспечить приемлемые тарифы при ведении экспортно-импортных операций, эффективно управлять товаропотоками, в том числе и при торговле энергоносителями - нефтью и газом. Работа судов в «кросс-трейде», т. е. перевозка «чужих» грузов независимым перевозчиком позволяет получать значительную прибыль в твердой валюте, способствует фактическому вхождению страны в мировую экономику, создает дополнительные рабочие места.

Не случайно сегодня обладать морским флотом стремятся даже страны не имеющие непосредственного выхода к морю, такие как Швейцария, Венгрия, Боливия.

Знаменательным является то, что в последнее время осознание этих вечных, постоянно возрождающихся истин, происходит на всех уровнях общественного сознания и в нашем Отечестве.

Флотом и судостроением активно занимается правительство, аппарат Президента и сам Президент В.В.Путин. Принимаются решения, разрабатываются программы возрождения флота, осуществляются реорганизации судостроительной промышленности. Принят Федеральный закон «О создании экономических условий для увеличения объема строительства судов Российскими судостроительными организациями».

При этом существенно возрастает роль тех методов, которыми будет управляться возрождаемая отрасль, подходов к проектированию судов, принципам их оптимизации.

Ведь, очевидно, говоря о «возрождении» мы ни в коей мере не желаем возрождения громоздкой, малоэффективной машины управляемой командно-административными методами и неспособной гибко реагировать на возникающие нужды, потребности и запросы рынка. В сущности, кризисные явления 90-х годов ушедшего века это разрушение «жесткой» управленческой модели при ее столкновении с реалиями рынка.

«Возрождение» судостроения и флота сегодня - это реорганизация и обновление производственных мощностей, для выпуска судов востребуемых как отечественными, так и зарубежными судовладельцами. Причем для обеспечения устойчивого развития в долгосрочной перспективе эти мощности должны допускать быстрое переналаживание для выпуска судов новых классов и типов.

«Возрождение» - это изменение этапов и сроков проектирования в сторону их сокращения, это такие изменения состава и структуры проекта, которые позволили бы развивать проект, учитывая изменение уровня техники. Модифицировать его под требования потенциальных заказчиков. Проект не должен устаревать между разработкой технического задания и выводом чертежей на печать.

Нужно помнить, что современное судостроение существует в условиях рынка покупателя (преобладание предложения над спросом), сформировавшегося под воздействием глобального кризиса в судоходстве и судостроении 70-80 годов XX века, а потому заказчик не будет ждать, когда проектанты и конструкторы пройдут все стадии разработки и подготовят полный комплект документации, что называется «с нуля».

Судовладелец закажет судно тому предприятию у которого такой комплект документации уже есть, кто подготовил его заранее, основываясь на исследовании запросов рынки. В этом, а не только (а может и не столько) в проблемах кредитования судостроения одна из главных причин практики заказа нашими судовладельцами судов на зарубежных верфях.

И наконец, самое главное. «Возрождение» - это строительство такого флота (правильнее - флотов, ведь речь идет, как о транспортном, промысловом, военном, так и о других, менее заметных, но от этого не менее важных) который в наибольшей мере приспособлен для решения поставленных задач и при этом требует наименьших средств на свое создание и содержание. Он не должен быть разорительным для страны. Мы должны помнить, что флот не самоцель, но всегда средство!

Поэтому особую роль приобретают такие вопросы, как оптимизация не столько отдельного судна или проекта, а группы судов (флота), либо группы проектов, их взаимная унификация.

Опыт решения таких задач в определенной мере накоплен при разработке т. н. «стандартных» судов, в основном в зарубежном судостроении, хотя имеются и некоторые отечественные наработки в данном направлении.

Данная книга подготовлена автором на основе анализа зарубежного и отечественного опыта создания стандартных проектов, собственного опыта межпроектной унификации при проектировании промысловых судов, транспортных судов для малых рек, маломерных судов различного назначения.

В пособии рассмотрена история возникновения и основные этапы становления стандартных проектов, представлена методика по определению возможности преобразования того или иного проекта в стандартный. Особое внимание уделено выбору критериев оптимизации, позволяющих уже на ранних стадиях проектирования закладывать высокую степень межпроектной унификации.

Пособие предназначено для студентов кораблестроительной специальности, работников проектно-конструкторских организаций, специалистов занятых в области поставок флота.

проектирование судов, стандартизация судов, унификация судов, оптимизация судов

Следующая страница

Вернуться в раздел

На главную страницу