Какой должна быть рабочая шлюпка (хозяйственная лодка)?

шлюпки, опрокидывание,непотопляемость, остойчивость

Облик рабочей шлюпки (хозяйственной лодки) определяется следующими требованиями:

Непотопляемость должна обеспечиваться при полностью залитой внутренней части шлюпки (кокпита), несущей полную спецификационную нагрузку, в том числе и при условии повреждения корпуса (наличии пробоин). В случае получения пробоин лодка не должна получать крен или дифферент, приводящие к её опрокидыванию.

Остойчивость должна допускать свободное перемещение людей (в полный рост) по всей лодке, скопление их в любой оконечности, на любом борту, подъём из воды через борт грузов (осуществляется двумя членами экипажа) массой до 120 кг. При этом высота надводного борта (накренённого) на лодках L 3,8 м и более, используемых в качестве скоростных дежурных шлюпок на морских судах, должна быть не менее 100 мм.

Остойчивость лодок L>6 м должна позволять устанавливать на них вы-шки-«тауэры» высотой от планширя не менее 1,8 м, с рабочей площадкой для размещения там, как минимум, одного человека с оборудованием (суммарная масса 150 кг).

Высота надводного борта исходя из условий подъёма из воды человека (пострадавшего либо водолаза), работы с сетями, неводами и другими орудиями лова, не должна превышать 0,5 м для лодок L < 6 м, 0,6 м для лодок L < 9 м, 0,7 м для лодок L < 14 м.

Характер обводов должен допускать движение судна, как в водоизмещающем, так и в глиссирующем режимах.

   Коль скоро мы заговорили о различных режимах движения, то необ¬ходимо дать некоторые пояснения, и, прежде всего о таком понятии как число Фруда Fr. Число Фруда характеризует «относительную» скорость, т.е. скорость того или иного корпуса относительно собственной длины.

FrL=v / V*g*L;

Тем не менее, нам будет достаточно числа Фруда по длине.

Понятие числа Фруда связано с представлением о различных режимах движения судна, т.е. «дрейфе», водоизмещающем плавании (тихоходном, средней быстроходности, быстроходном), переходном режиме и глиссировании.

Это важно, поскольку на разных режимах наблюдается различное соотношение между такими составляющими сопротивления воды движению судна, как сопротивление трения и остаточное сопротивление. В остаточное сопротивление принято включать сопротивление формы' корпуса и волновое сопротивление. Волновое сопротивление обусловлено тем, что движущееся судно, с определённой скорости начинает генерировать на водной поверхности волны, на что затрачивается значительная часть полезной энергии. Причём замечено, что независимо от размеров, могут существовать корпуса, в наибольшей степени приспособленные к движению в том или ином режиме. А иногда и в нескольких режимах, как мы увидим в дальнейшем.

Режимом «дрейфа» принято считать плавание судна без образования волн (Рис. 1). При этом судно испытывает только сопротивление трения. Режиму дрейфа соответствуют числа Фруда FrL < 0,08.

Плавание при числе Фруда Fr<0,08.

Рис.1 Плавание при числе Фруда Fr<0,08.

Тихоходным называют режим плавания, когда в районе носа (и кормы) появляется волна (Рис. 2), однако она затухает, не достигая середины корпуса (миделя). При этом наблюдается остаточное сопротивление, хотя оно ещё невелико (составляет менее половины от полного). Число Фруда соответственно FrL < 0,2.

При дальнейшем увеличении скорости носовая волна распространяет¬ся до миделя и дальше (Рис. 3). Это соответствует режиму средней быстро-ходности. 0,2 < Fr < 0,35. При этом остаточное сопротивление составляет не менее половины от полного.

Тихоходный режим Frl<0,2.

Рис.2 Тихоходный режим Frl<0,2.

И, наконец, когда носовая волна достигает кормовой и судно идёт «на двух волнах» (Рис. 4) можно говорить о быстроходном режиме. FrL > 0,35.

Число Фруда FrL=0,39 является критическим. Достижение больших скоростей в водоизмещающем режиме затруднительно. Увеличение мощности результата не даёт. Растут размеры носовой волны, судно оседает кормой, значительное удлинение корпуса (отношение L / B = 10—11) и применение специальных обводов даёт число Фруда максимум FrL = 0,41.

Режим средней быстроходности 0,2<Fr<0,35.

Рис.3 Режим средней быстроходности 0,2<Fr<0,35.

Дальнейшее наращивание скорости возможно только в т.н. «глиссирующем» режиме, когда корпус судна движется по поверхности воды поддерживаемый уже не Архимедовой силой поддержания, а гидродинамической подъёмной силой возникающей на днище. Однако, для этого нужна специальная форма корпуса. Широкая транцевая корма с плоскими поверхностями на днище, а также достаточная мощность, т.к. упор винта для выхода на глиссирование должен составлять не менее 1/6 от веса судна (весового водоизмещения).

Быстроходный режим Frl > 0,35.

Рис.4 Быстроходный режим Frl > 0,35.

Диапазон чисел Фруда от 0,4 до 0,6 принято называть «переходным ре¬жимом». При числах Фруда FrL> 0,6 судно движется в режиме начального глиссирования, т.е. гидродинамическая подъёмная сила ещё не полностью компенсирует силу веса. Режим развитого глиссирования начинается с числа Фруда FrL = 0,9.

А теперь вернёмся к тем конкретным требованиям, которые предъявляются к РШ и ХЛ.

Лодки L=3,8 м и более при установке соответствующего мотора должны быть способны развивать скорость на тихой воде не менее 6 узлов (1 уз = 1,852 км/час), а при буксировке 25-местного спасательного плота с полной нагрузкой (люди и снаряжение) не менее 2-х узлов.

Обводы и конструкция лодки должны допускать её буксировку другим судном со скоростью до 7 узлов.

Лодки L=3,8 м и более применяемые в качестве скоростных дежурных шлюпок на морских судах, должны обладать способностью, поддерживать скорость более 20 узлов на маневрировании с экипажем 3 человека или с полной нагрузкой со скоростью более 8 узлов не менее 4 часов.

Лодки L=9 м, используемые в качестве скоростных дежурных шлюпок морских судов должны выдерживать спуск и подъём вместе со всем экипажем и полным комплектом снабжения, удар о борт судна с ходу (при скорости 3,5 м/с), а также сбрасывание на воду с высоты 3 м.

Скоростные дежурные шлюпки морских судов должны оснащаться устройством для самовосстанавливания в случае опрокидывания.

Носовая часть скоростных дежурных шлюпок морских судов должна быть закрытой (запалубленной) не менее чем на 15% длины.

Скоростные дежурные шлюпки морских судов должны вмещать как минимум 5 человек в сидячем и 1 в лежачем положении.

Лодки, применяемые на промысле в качестве бортовых вспомогательных ботов (Рис. 5) также должны отвечать достаточно высоким требованиям.

Они:

Лодка " Олуша-профи" со стационарным двигателем.

Рис.5 Лодка " Олуша-профи" со стационарным двигателем.

Основные характеристики:

Такие лодки должны допускать подъём на кормовой слип (спуск со слипа), для чего корпуса могут оборудоваться килями-полозьями. Конструкция их движительно-двигательного комплекса должна обеспечивать проход над верхней подборой невода.

Бортовые лодки, используемые на промысле тунца (Рис. б) помимо работ на замёте невода должны обеспечить также обнаружение, загон и удержание косяка тунца на месте до подхода промыслового судна, поэтому необходима скорость порядка 40-45 узлов.

Основные характеристики:

Конструкция перспективных рабочих шлюпок и хозяйственных лодок должна предусматривать возможность её эксплуатации, как с подвесным мотором (ПМ), так и на вёслах и под парусом.

Бот "Тунец" с подвесным мотором.

Рис.6 Бот "Тунец" с подвесным мотором.

Масса порожней лодки L < 3,8 м не должна превышать 100 кг. Конструкция лодок должна допускать размещение и надёжное крепление, помимо штатного (обусловленного требованиями надзорных органов) снабжения, а также установку следующего целевого оборудования, в зависимости от варианта применения лодки:

Конструкция лодок на лодках L < 9 м и В < 2,5 м должна допускать их перевозку на автомобильном трейлере в составе автопоезда.

При всём вышеперечисленном, стоимость лодки должна быть минимальной, а вот срок службы в любом случае должен составлять не менее 10-12 лет, а по возможности 15 и более. В то же время необходимо обеспечить ремонтопригодность. Все ремонтные работы должны выполняться в судовых или полевых условиях силами экипажа.

шлюпки, опрокидывание,непотопляемость, остойчивость

Предыдущая страница

Вернуться в раздел

На главную страницу