Работы профессора Звонкова первой половины прошлого века заложили основы эксплуатационной науки водного транспорта страны.
Важным принципом этих работ является комплексность подхода. Им была дана классификация судов речного транспорта, которая применяется и в настоящее время. Использование паспортных диаграмм тяги судов позволило методологически определять основные параметры главных двигателей буксиров, толкачей.
Эти же идеи справедливы не только для речных, но и для морских судов. В этом случае необходимо вводить в расчётные схемы влияние на тягу судов волнения моря. Подобная методика использована и для расчёта промысловых лебёдок траулеров. Интересной представляется классификация транспортных судов по их грузоподъёмности.
Если проанализировать архивные материалы двадцатых-тридцатых годов прошлого, двадцатого века, относящихся к становлению в СССР водного транспорта, то постоянно приходится сталкиваться с именем Василия Васильевича Звонкова.
Так, начиная с 1929-го по 1932-й год, Василий Васильевич был деканом водного факультета Московского Института Инженеров Транспорта – МИИТа. В Приказах Наркомвода, образованного в 1931-м году, постоянно указывается имя профессора, как выпустившего первый учебник по «Эксплуатации речного транспорта», так и принимавшего активное участие в реальных работах по становлению отечественной отрасли водного транспорта.
С 1931-го по 1933-й год профессор В.В.Звонков входил в состав образованного Ремонтно-эксплуатационного Управления Наркомвода СССР и постоянно бывал в служебных командировках для становления отрасли. Трудовая деятельность Василия Васильевича Звонкова в 1934-м году была отмечена отдельным приказом Наркомвода. Это тем более почётно, учитывая трудное время становления страны в тридцатых годах.
Будущий член-корреспондент СССР прошёл путь от техника Рязанского отделения Внутренних Водных Путей Сообщения начала XX-го века, работая в области службы пути и дноуглубления, механико-эксплуатационной, до заместителя Начальника Речного Эксплоатационно-Технического Управления (РЭТУ) Народного Комиссариата Водного Транспорта – НАРКОМВОДа СССР, заведующего деканатом Московского института инженеров транспорта – МИИТа, и заведующего кафедрой Ленинградского института инженеров водного транспорта - ЛИВТа. ведущего учёного страны в области речного транспорта.
В ГосАрхиве Российской Федерации среди перечня документов Наркомвода СССР, в частности, за 1933-й год около ста, т.е. более половины, - составляют материалы РЭТУ. Только небольшой их перечень позволяет хоть частично представить колоссальный объём работы Управления РЭТу в первой-второй пятилетках 1929-36 г.г.:
«…строительство верфей, судоходство на р. Селенге, подготовка к эксплуатации канала Москва-Волга…», «…по габаритам пути и о типах судов для реки Урал», «Материалы к производственной программе речного судостроения на 1934-й год…», «Протокол технического Совещания при механико-судовой службе РЭТУ и Регистру СССР по вопросам судостроения, заключения консультантов по правилам постройки речных судов», «Отчёты отдела пути Московского речного порта о работе за 1933-й год», «Отчёты о работе бригад помощи Московскому порту…Инструкции для мотористов», «Материалы о землечерпательных работах по линии Москва-Уфа…», «Материалы о постройке мостов Московско-Окским и Камским Управлениями…», «Материалы о постройке новых земснарядов для землечерпательных машин…» и т.д., и т.д.
Сфера интересов Василия Васильевича была, как это обычно свойственно выдающимся учёным, разнообразной. Так, в 1934-м году профессор Приказом Наркомвода был включён в состав комиссии по подготовке Выставки «Индустрия Социализма». Целью этой выставки была пропаганда технических достижений первой и выполнения основных задач второй пятилетки в области водного транспорта. Члены комиссии должны были отбирать картины, отражающие специфику отечественного водного транспорта. Требовалось, чтобы эти художественные произведения были понятны, выразительны. Они должны были заинтересовать посетителей Выставки и привлечь их внимание к проблемам водного транспорта.
Необходимо отметить особый вклад Василия Васильевича в становлении самостоятельного научного направления - «Эксплуатация водного транспорта». Им было написано много научных работ, учебно-методической литературы и учебников, заложившие его основы.
Эта дисциплина стала преподаваться по всей стране, включая Ленинградский, Горьковский Институты Водного Транспорта – ЛИВТ, ГИВТ, и другие учебные заведения страны. По этим учебникам обучались будущие ведущие специалисты отрасли.
Его ученики стали в дальнейшем теми, кто заложил основы отрасли, как по линии управленческой, организаторской деятельности в Наркоматах и Министерствах, так и в ВУЗах, НИИ и конструкторских бюро страны.
Одним из них был Министр речного флота и Министр морского и речного флота СССР – Зосима Шашков. Диспетчерская лаборатория Горьковского Института Инженеров Водного Транспорта с 1934 года стала носить имя профессора В.В.Звонкова. До настоящего времени по нашим рекам ходит теплоход пр. 305 затона «Память Парижской коммуны» Боярского района Нижегородской области - «Профессор Звонков».
История жизни Василия Васильевича Звонкова – один из реальных исторических примеров, который позволил нашей стране встать на путь индустриализации и создания своих судов и флота. Работы профессора В.В.Звонкова, его учеников и последователей способствовали созданию отечественного речного и морского транспорта, укреплению роли нашей страны в двадцатом веке. И, как мы надеемся, позволят продолжить это важное для нашей страны направление деятельности и в двадцать первом веке.