"Василий Васильевич Звонков – Основатель научного направления «Эксплуатация водного транспорта"

Звонков

Работы профессора Звонкова первой половины прошлого века заложили основы эксплуатационной науки водного транспорта страны.

Важным принципом этих работ является комплексность подхода. Им была дана классификация судов речного транспорта, которая применяется и в настоящее время. Использование паспортных диаграмм тяги судов позволило методологически определять основные параметры главных двигателей буксиров, толкачей.

Эти же идеи справедливы не только для речных, но и для морских судов. В этом случае необходимо вводить в расчётные схемы влияние на тягу судов волнения моря. Подобная методика использована и для расчёта промысловых лебёдок траулеров. Интересной представляется классификация транспортных судов по их грузоподъёмности.

Если проанализировать архивные материалы двадцатых-тридцатых годов прошлого, двадцатого века, относящихся к становлению в СССР водного транспорта, то постоянно приходится сталкиваться с именем Василия Васильевича Звонкова.

Так, начиная с 1929-го по 1932-й год, Василий Васильевич был деканом водного факультета Московского Института Инженеров Транспорта – МИИТа. В Приказах Наркомвода, образованного в 1931-м году, постоянно указывается имя профессора, как выпустившего первый учебник по «Эксплуатации речного транспорта», так и принимавшего активное участие в реальных работах по становлению отечественной отрасли водного транспорта.

С 1931-го по 1933-й год профессор В.В.Звонков входил в состав образованного Ремонтно-эксплуатационного Управления Наркомвода СССР и постоянно бывал в служебных командировках для становления отрасли. Трудовая деятельность Василия Васильевича Звонкова в 1934-м году была отмечена отдельным приказом Наркомвода. Это тем более почётно, учитывая трудное время становления страны в тридцатых годах.

Будущий член-корреспондент СССР прошёл путь от техника Рязанского отделения Внутренних Водных Путей Сообщения начала XX-го века, работая в области службы пути и дноуглубления, механико-эксплуатационной, до заместителя Начальника Речного Эксплоатационно-Технического Управления (РЭТУ) Народного Комиссариата Водного Транспорта – НАРКОМВОДа СССР, заведующего деканатом Московского института инженеров транспорта – МИИТа, и заведующего кафедрой Ленинградского института инженеров водного транспорта - ЛИВТа. ведущего учёного страны в области речного транспорта.

В ГосАрхиве Российской Федерации среди перечня документов Наркомвода СССР, в частности, за 1933-й год около ста, т.е. более половины, - составляют материалы РЭТУ. Только небольшой их перечень позволяет хоть частично представить колоссальный объём работы Управления РЭТу в первой-второй пятилетках 1929-36 г.г.:

«…строительство верфей, судоходство на р. Селенге, подготовка к эксплуатации канала Москва-Волга…», «…по габаритам пути и о типах судов для реки Урал», «Материалы к производственной программе речного судостроения на 1934-й год…», «Протокол технического Совещания при механико-судовой службе РЭТУ и Регистру СССР по вопросам судостроения, заключения консультантов по правилам постройки речных судов», «Отчёты отдела пути Московского речного порта о работе за 1933-й год», «Отчёты о работе бригад помощи Московскому порту…Инструкции для мотористов», «Материалы о землечерпательных работах по линии Москва-Уфа…», «Материалы о постройке мостов Московско-Окским и Камским Управлениями…», «Материалы о постройке новых земснарядов для землечерпательных машин…» и т.д., и т.д.

Сфера интересов Василия Васильевича была, как это обычно свойственно выдающимся учёным, разнообразной. Так, в 1934-м году профессор Приказом Наркомвода был включён в состав комиссии по подготовке Выставки «Индустрия Социализма». Целью этой выставки была пропаганда технических достижений первой и выполнения основных задач второй пятилетки в области водного транспорта. Члены комиссии должны были отбирать картины, отражающие специфику отечественного водного транспорта. Требовалось, чтобы эти художественные произведения были понятны, выразительны. Они должны были заинтересовать посетителей Выставки и привлечь их внимание к проблемам водного транспорта.

Необходимо отметить особый вклад Василия Васильевича в становлении самостоятельного научного направления - «Эксплуатация водного транспорта». Им было написано много научных работ, учебно-методической литературы и учебников, заложившие его основы.

Эта дисциплина стала преподаваться по всей стране, включая Ленинградский, Горьковский Институты Водного Транспорта – ЛИВТ, ГИВТ, и другие учебные заведения страны. По этим учебникам обучались будущие ведущие специалисты отрасли.

Его ученики стали в дальнейшем теми, кто заложил основы отрасли, как по линии управленческой, организаторской деятельности в Наркоматах и Министерствах, так и в ВУЗах, НИИ и конструкторских бюро страны.

Одним из них был Министр речного флота и Министр морского и речного флота СССР – Зосима Шашков. Диспетчерская лаборатория Горьковского Института Инженеров Водного Транспорта с 1934 года стала носить имя профессора В.В.Звонкова. До настоящего времени по нашим рекам ходит теплоход пр. 305 затона «Память Парижской коммуны» Боярского района Нижегородской области - «Профессор Звонков».

История жизни Василия Васильевича Звонкова – один из реальных исторических примеров, который позволил нашей стране встать на путь индустриализации и создания своих судов и флота. Работы профессора В.В.Звонкова, его учеников и последователей способствовали созданию отечественного речного и морского транспорта, укреплению роли нашей страны в двадцатом веке. И, как мы надеемся, позволят продолжить это важное для нашей страны направление деятельности и в двадцать первом веке.

к.т.н., с.н.с. Ш.А.Расулев

Читать другие статьи

На главную страницу