"О перспективах повышения мореходных качеств маломерных судов открытого типа."

перспектива повышения мореходных качеств маломерных судов открытого типа , остойчивость, высота борта, высота волны

Тип открытого беспалубного судна является достаточно распространенным. К нему относится большая часть малотоннажного и маломерного флота. В первую очередь, это прогулочные, спортивные мотолодки, катера, рабочие шлюпки, промысловые, спасательные, а также малые транспортные суда. Сегодня строятся, например, беспалубные транспортные суда с горизонтальной грузообработкой, перевозящие автомобили. Численность судов такого типа исчисляется сотнями тысяч. Они эксплуатируются на реках, озерах, водохранилищах, в прибрежных районах морей, в открытом море (бортовые плавсредства). Отсюда следует высокий уровень требований к их технологичности и безопасности.

Требования к технологичности обусловлены большой численностью этих судов и как следствие высокой степенью серийности. Часто эти суда строятся поточным методом. Крупносерийное, либо поточное строительства позволяет существенно снизить их стоимость, что немаловажно для расширения рынка сбыта. Поскольку потребность в них испытывает большое число как физических, так и юридических лиц.

Высокие требования к безопасности связаны со специфическими условиями эксплуатации. Если рассматривать относительную высоту волн, на которых преимущественно эксплуатируются эти суда в сравнении с «большими» палубными судами, то можно сделать вывод о том, что их эксплуатация осуществляется в условиях, которые могли бы быть охарактеризованы как «штормовые». Является нормальным, когда лодка или катер с высотой надводного борта 0,2 -0,5 м эксплуатируются при высоте волны 0,2 – 0,8 м. Таким образом, отношение высоты волны к высоте надводного борта hв/hб составляет от 1 до 4. Для крупного речного или морского судна подобные условия рассматривались бы как тяжелые штормовые. Это соответствует 4-х метровой волне при высоте борта 1- 2 метра).

Другим фактором обуславливающим высокие требования к безопасности является наличие на борту перемещающегося груза (прежде всего людей), сопоставимого с водоизмещением. Масса перемещающегося груза может составлять от 0,5D до 0,8D. Высота перемещения центра тяжести груза (на банку, на запалубленные участки носа и кормы, на крышу рубки) может быть весьма значительной и составлять от 0,5hб до 2hб высоты борта. Горизонтальные (продольные и поперечные ) перемещения такого груза способствуют возникновению значительных углов крена и дифферента (крен до 30 градусов и дифферент до 10 градусов), что также может существенно ухудшить характеристики остойчивости (уменьшается высота надводного борта, изменяется момент инерции площади ватерлинии). При проектировании «большого» флота с подобной задачей сталкиваются только при создании судов для перевозки тяжеловесных грузов и плавучих кранов. Причем, грузовые операции на них производятся исключительно на акватории порта и при благоприятных гидрометеорологических условиях.

Поскольку обеспечить характеристики остойчивости для рассматриваемого типа судов за счет остойчивости веса не представляется возможным, т.к. «груз» - люди – подвижен, а прием балласта снизит грузоподъемность, необходимо наращивать остойчивость формы. Расчеты, подтверждаемые статистикой, показывают: достаточной остойчивостью обладают лодки шириной не менее 1,5 м.

перспектива повышения мореходных качеств маломерных судов открытого типа , остойчивость, высота борта, высота волны

К.т.н. доцент Трифонов А.В.

Читать другие статьи

На главную страницу