"Новое поколение неводников."

неводник, невод, дуб-неводник, баркас-метчик
Неводник

Одной из основных тенденций в промышленном рыболовстве сегодня является возросший интерес к закидному неводному лову. Это обусловлено следующими факторами:

Совершенствование неводовыборочных машин и неводов способствовало его широкому распространению. Однако, существует еще несколько серьезных проблем, ожидающих своего решения. Это прежде всего: уменьшение численности рыбаков, занятых на лове, упрощение конструкции судов занятых замётом невода, а по возможности и уменьшение их размеров и численности.

Традиционно замёт невода осуществляется либо с несамоходных судов (самомётных неводников, дубов-неводников) буксируемых мотоботами (СМБ-40, МБС-25, БМК-90), либо с баркасов-метчиков (обычно это суда типа ВКМ-3М). Также для обеспечения замёта невода используются рабочие шлюпки.

Невод укладывается на палубе неводника (дуба-неводника) или на площадке баркаса-метчика жгутом. Соответственно для замёта невода помимо экипажа баркаса-метчика или катера- буксировщика (1 -2 человека) требуется еще 2 человека собственно для вымётывания невода и 1-2 человека на рабочей шлюпке. Кроме перечисленных людей на плавсредствах, необходимы 2-3 человека у неводовыборочной машины.

Таким образом, для осуществления закидного неводного лова требуется как значительное число людей, так и 2-3 судна различной конструкции, причём размеры баркасов-метчиков, семомётных неводников, дубов-неводников, по меркам промыслового флота внутренних водоемов, порой достаточно велики. Так их длина может достигать 11-12 метров, а доковая масса нескольких тонн (масса неводника НС-5 составляет 2 т, а масса баркаса - метчика ВКМ-ЗМ приближается к 5 тоннам).

Существенным же недостатком баркасов-метчиков является применение гребного винта в кормовом подзоре. Этим затрудняется подход кормой к берегу для приема невода и маневрирование на тоне, поскольку существует опасность наматывания невода на винт, Устройство же ограждений винта, размещение винта в туннеле усложняет конструкцию и ведёт к её удорожанию. Удлинение же кормового свеса вызывает значительный рост водоизмещения со всеми вытекающими последствиями.

Ещё больше увеличиваются массо-габаритные характеристики в случае установки неводовыборочной машины непосредственно на судне, хотя это и позволяет несколько снизить количество рыбаков на промысле.

Значительные массо-габаритные показатели существующих судов, обслуживающих закидной неводной лов, служат препятствием для эффективной организации промысла на удалённых водоёмах, в том числе и на принципах «тотального облова».

В тоже время именно удалённые водоёмы: озёра, водохранилища, пруды, реки и т.п. обладают значительным промысловым потенциалом при высоких экологических показателях. Однако, условия организации промысла на них предъявляют к промысловой технике особые требования. Вся она (плавсредства, неводовыборочные машины, невода, контейнеры для перевозки рыбы) должны перевозиться на 1-м - 2-х автомобилях, разгружаться-загружаться вручную, сам же промысел, по возможности должен стать механизированным и автоматизированным.

На сегодня уже имеются: малые живорыбные контейнеры, облегченные невода (массой 200 - 300 кг). Соответственно, представляется возможность осуществить коренные преобразования в закидном неводном лове. Базой для этого, помимо, упомянутых выше новых неводов, машин и контейнеров могут стать:

Центральным элементом комплекса должен стать неводник, вернее типоразмерный ряд неводников. Это могут быть суда длинной 4,5 м, 7 м и 9 м, при ширине соответственно 1,8 м, 2 м и 2,5 м с единой высотой борта 0,5 м.

Радиоуправление безусловно должно применяться на самом малом типе судна длиной 4,5 м, который должен использоваться с перспективными малыми облегченными неводами. Семиметровый неводник может работать с большими облегченными неводами в радиоуправляемом варианте и с малыми неводами традиционной конструкции в варианте с управлением судоводителем на борту. И, наконец, девятиметровое судно может использоваться для работы с неводами любых типов, преимущественно с управлением судоводителем на борту, хотя возможен, также и вариант дистанционного радиоуправления.

Прототипом для разработки серии корпусов могут послужить обводы и конструкция промыслово-хозяйственной лодки «Шкипер – ПХ». Это моногедрон с центральной «гидролыжей». Использование подобных обводов позволит во-первых, обеспечить высокую технологичность при постройке и ремонте (все листы обшивки разворачиваются на плоскость), а во- вторых плоское днище в носовой оконечности обеспечивает хорошее притыкание (без тенденции к опрокидыванию) при подходе к берегу.

В качестве прототипов при проектировании пропульсивного комплекса с бортовыми гребными колёсами могут быть приняты малые камышекосилки Ставропольского опытно-механического завода и катера-тральщики польской Пинской речной флотилии ( Т-4 и Т-5). В обоих случаях использовались колёса радиального типа. Опыт проектирования, постройки и эксплуатации камышекосилок особенно интересен тем, что позволяет создать колеса, усиленные плицы которых выходят за габарит осадки и дают возможность осуществлять судну самостоятельный «выход» на берег.

Применение такого подхода на неводнике даёт возможность существенно упростить процесс эксплуатации, учитывая тот факт, что практически все тони имеют ровную, отлогую береговую часть.

Применение всего перечисленного комплекса мероприятий и технических решений позволит согласно предварительным расчётам осуществлять перевозку всего комплекса в кузове одного грузового автомобиля, например «Камаза», либо на двух мннигрузовиках типа «Газель», а также сократить численность рыбаков на промысле в 1,5-2 раза и существенно расширить промысловую базу.

неводник, невод, дуб-неводник, баркас-метчик

К.т.н. доцент Трифонов А.В.

Читать другие статьи

На главную страницу