«Музей морского флота. Настоящее, прошлое и будущее»

Московский Музей Морского Флота был образован в 1958-м году. К середине 50-х годов в стране начала формироваться отечественная судостроительная отрасль, включавшая десятки заводов, КБ и институтов. Интенсивно осваивался Северный морской путь, в 1956-м году в Антарктиде появились станции «Восток» и «Мирный». Поэтому необходимость наличия в Москве Музея Морского Флота была доказана самой историей развития морской отрасли.

В 70-х годах по количеству судов морского транспорта наша страна вышла на второе место в мире, а по количеству промысловых судов на первое. В августе 1977-го года впервые надводное судно достигло Северного Полюса Земли. В эти успехи морской отрасли свою лепту внёс и Московский «Музей Морского Флота». Школьники, студенты, курсанты морских школ и училищ, специалисты и ветераны морского флота, начиная с 1960-го года, могли ознакомиться с теми достижениями, которые имела наша страна на протяжении её истории.

Московский Музей был одним из наиболее популярных Музеев Москвы. Проводились многочисленные Выставки, был открыт Павильон на ВДНХ, а в 1990-м году «Музей Морского Флота» принял участие в Международной Выставке в городе Нагасаки. Её экспонаты доказывали, что наша страна – Великая Морская Держава.

В 1989-м году «Московский Музей Морского Флота» решением Министерства Культуры получил статус государственного Музея. Это уже доказывало его значимость и ценность в показе и демонстрации Истории Морского Флота, достижениях страны в области судостроения, географических открытий, освоения Арктики и Антарктики.

Вынужденно переехав в 1994-м году с улицы Сретенка на улицу Адмирала Макарова, Музей с большим трудом в конце «лихих» 90-х и начале 2000-х годов сумел, в основном, сохранить, восстановить и, даже, приумножить свою коллекцию.

После переезда на улицу Адмирала Макарова, кроме задачи сохранения фондов, в Музее была проведена большая работа по созданию новой формы представления её коллекций.

Московский Музей, по своему, уникален. Это один из единственных отраслевых музеев Российской Федерации, сохранивший экспонаты, архивные материалы, фото-, библиотечные и архивные фонды, предметно доказывающие, что Россия – Великая Морская Держава.

Так, в частности, по количеству моделей судов Музей не имеет себе равных в стране, да и, пожалуй, за рубежом. В большинстве своём это модели 70-х годов, которые называют «золотым периодом» судостроения в СССР.

Широко представлены в коллекции Музея и модели первых парусных судов России XVIII-XIX веков. В этот период был создан уникальный парусный морской флот. В экспозиции имеются удивительные по своей красоте и культурологической ценности модели парусных судов. Кроме того они отражают и передовые научно-технические достижения в области корабельного судостроения того периода.

Так одной из вершин отечественного парусного судостроения является модель фрегата «Паллада»

На этом судне впервые были использованы: цепи для крепления якоря, чугунные клюзы и самый прогрессивный якорь начала XIX века – «якорь Перинга». Необходимо отметить, что Музей обладает большой и разнообразной коллекцией якорей, начиная с V века н.э. и до наших дней.

В коллекции Музея имеется великолепная авторская копия памятника первого мореплавателя России, совершившего кругосветное путешествие – Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Смотря на этот памятник, можно почувствовать и понять, какой харизмой и характером обладал этот удивительный человек, который был одним из тех, кто вывел Россию в черёду Великих Морских Держав.

Особо богат Музей коллекциями, связанными с освоением Арктики и Антарктики. На улице Адмирала Макарова для этого был выделен отдельный «Полярный Зал». Достаточно только назвать подлинную рубку ледореза «Ф.Литке» или Кают-компанию легендарного ледокола «Ермак».

И всё это сумели сохранить подлинные энтузиасты Музея, кто, несмотря на многие трудности и препятствия последних лет в нашей стране, связанные с постоянными «реформами» и «перестройками», осознавали значение для истории страны роли Морского Флота.

В последние годы, Музей вновь начал проводить большую экскурсионную деятельность. Начиная с 2011-го года, было проведено около сотни различных экскурсий.

Судя по отзывам посетителей, в результате ознакомления с экспозицией Музея каждый из них получил представление и знание об Истории Морского Флота России, развитию кораблестроения. Начиная от челнов, парусных судов до мощных современных атомоходов, в которых отражены научно-технические достижения учёных, инженеров, сложности и успехи в освоении Арктики и Антарктики, бытовые и культурные традиции, обычаи, предметы быта наших людей, живших и создававших Историю нашей Родины.

В течение последних десяти лет Музей находится в ведении Агентства морского и речного транспорта. Не дождавшись решения Правительства Москвы о выделения помещения, равноценного тому, которое было на улице Сретенка, Агентство выделило Музею отдельное здание. Это - здание на улице Большая Ордынка, 19.

Вновь была проведена сложнейшая работа по транспортировке, перевозке экспонатов с улицы Адмирала Макарова, где экспонаты Музея находились с 1994-го года. Конечно же, любой переезд нежелателен для Музеев. Но коллектив Музея сделал и делает всё возможное и невозможное, чтобы сохранить при этом бесценные экспонаты. Почувствовалось внимание и определённая поддержка и со стороны Агентства.

Сотрудники Музея надеются, что после капитального строительства и реконструкции старинного здания, он представит новым посетителям свою уникальную коллекцию. И это будет одним из важных этапов к возрождению Морского Флота России, которого ждут многие, кто знаком со славной её историей или хочет её узнать.

Ш.А.Расулев, с.н.с., к.т.н.

Г.Н.Рожновский, с.н.с., к.т.н.

ФБУ «Музей Морского Флота»

Читать другие статьи

На главную страницу